Православные храмы в Севастополе при Советской власти

Текст: Роман Лялин

После Октябрьской революции Советская власть постепенно начинает продвигаться во все районы бывшей Российской империи. Крым и Севастополь не становятся исключениями: уже в 1921 году красная армия занимает полуостров, и новое правительство начинает свои постепенные и планомерные преобразования. Изменилось и отношение государства к Церкви, которая раньше занимала почетное место в Российской империи и отвечала за поддержание духовного единства среди населения.

Особенно важно отметить, что, накануне торжества рабоче-крестьянских масс, Крым был последним пристанищем белогвардейского движения, которое, понимая свое возможное поражение, из последних сил пыталось активизировать и вдохновить лояльных старому режиму солдат и офицеров через религию и севастопольские храмы с их священнослужителями, прекрасно осознающими свои вероятные проблемы и заботы после победы Красной армии.

В Севастополе, после установления Советской власти, некоторое время в отношении верующих не предпринималось никаких существенный действий, и храмы у них не изымались. Например, 17 ноября 1922 года Управление Севастопольского окружного исполкома заключило договор с небольшой православной общиной и передало им Владимирский собор на центральном холме для проведения богослужений, запретив им только как-либо противодействовать или агитировать за борьбу с Советской властью.

Правда, несмотря на соглашение, Владимирский собор постоянно обворовывали, портили его стены и били стекла. В 1932 году договор с общиной был расторгнут, что объяснили неуплатой налогов и не прохождением перерегистрации. Впоследствии храм был отдан Авиационному спортивному обществу, который использовал здание для мастерских и под склад.

Во время второй обороны города во Владимирском соборе находился госпиталь, бомбоубежище и корректировочный пост 1-го гвардейского отдельного артдивизиона, отвечающего за огонь по противнику на Северной стороне. Долгое время храмом не занимались, но в 1967 году началась реставрация, а 23 июня 1973 г. Владимирский Собор передали Музею героической обороны и освобождения Севастополя, который и продолжил восстановление собора.

Владимирский собор. Открытка XX века

Также после революции происходит раскол Церкви: появились тихоновцы, стоящие на стороне патриарха Тихона и старой Церкви, и обновленцы, выступающие за союз с Советской властью, склоки которых явно были выгодны власти, если не были инициированы ей. В Севастополе также происходила серьезная конфронтация между двумя группами, которая вылилась, например, в попытку разделить Покровский Собор между противостоящими членами общины, но власть поддерживала нейтралитет и следила только за тем, чтобы верующее население не пошло на прямой конфликт. Собор продолжил использоваться по назначению до 1932 года, когда на заседании Президиума КрымЦИК было решено упразднить Покровский собор, объяснив это «отказом религиозного населения от пользования таковым», что было фактически правдой, но вызвано давлением со стороны власти. Собор был передан ЭПРОНУ, а община перешла в Всехсвятскую церковь и окончательно вернулась только в 1992 году. Во время обороны города в Покровском соборе располагался эвакуационный госпиталь, также на его территории появилась братская могила, а в оккупационный период он начал использоваться по назначению. Богослужения проводились и после освобождения города вплоть до 1963 года, когда Собор был вновь закрыт для верующих и его отдали городскому архиву и спортивному клубу.

Свято-Никольский храм на Северной также прошел через все уже оговоренные этапы: подписание договора с властью о передаче храма общине, изъятие его у них в 1928 в пользу музея, в результате в здании был размещен филиал Военно-исторического музея. Рядом с храмом располагается братского кладбища, где были захоронены защитники города первой, а потом и второй обороны города, что серьезно повлияло на отношение к месту и усиленную реставрацию объекта, даже в те времена, когда появлялись проекты, по сносу церквей в самом Севастополе. В 1988 году было зарегистрировано общество Русской православной церкви, которому передали храм Святого Николая.

Владимирский Собор в Херсонесе забрали у верующих в 1924 году и собирались использовать в качестве музея, но наступила Великая Отечественная и период оккупации, во время которой храм использовался в качестве склада, а когда Советские войска возвращали город, немцы его взорвали. Разрушения были колоссальными, поэтому пришлось отказаться от восстановления и использовать останки былого собора для строительства домов в Севастополе. Впоследствии несколько раз составлялись планы по реставрации, но начали его возрождать только лишь в 1998 году.

Михайловский собор также в 20-х годах был закрыт для верующих, в его здании находилась читальня и Дом санитарного просвещения, затем храм принадлежал Севастопольскому Дому Офицеров Флота, а с 1966 года его передали Музею Черноморского флота и вернули православной общине сравнительно поздно.

Остальные храмы Севастополя малоизучены и реконструировать их историю во времена Советской власти достаточно трудно, можно найти рваные и разрозненные факты в путеводителях и справочниках, но и они не выходят за рамки вышеуказанного, за исключением, может быть, Всехсвятского храма, который действовал на протяжении всего существования РСФСР и СССР, и куда отправлялись верующие, лишенные духовного крова.

Михайловский собор в Севастополе

Таким образом, можно сделать вывод, что в первые десятилетия у правительства не стояли первостепенной задачей серьезные притеснения или ликвидация религиозных общин и мест их богослужений. Однако, уже в 30-х годах (в некоторых случаях раньше), укрепившись в стране в целом и в регионе в частности Советская власть начинает бороться с религией и в первую очередь берется за «объекты религиозного культа», которые начали повсеместно, но постепенно, мирно и бескровно закрывать и передавать всевозможным культурным, государственным и спортивным учреждениям. С наступлением Великой Отечественной Войны происходит возрождение церквей Севастополя, в которых возобновились службы, но в 60-х годах начинается новый виток противостояния государства и Церкви, вследствие чего вновь храмы города передаются под нерелигиозные нужды. При этом в некоторых случаях существовала относительная преемственность: Михайловский Собор, где были отпеты многие офицеры во время Крымской войны и первой обороны города, передали сначала ДОФу, а затем музею ЧФ; в Свято-Никольском храме, из-за братского кладбища, также располагался исторический музей.

 

 


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика