Эбро, зебру или все-таки эбру?

Текст: Татьяна Филлер

Фотографии: Виталий Слободянюк

Что общего у географии и живописи? Пытаясь ответить на этот вопрос по скудным воспоминаниям школьной программы, мы понимаем, что такие категории и сравнивать-то невозможно. Был урок «география» и отдельный предмет «искусство», поэтому они и остались в нашем сознании как параллельные прямые, которые ни за что не пересекутся. Однако, как «небо» и «земля», «душа» и «тело», эти понятия, несмотря на то, что кажутся абсолютной противоположностью, находятся рядом и очень даже тесно связаны. Искусствовед, скорее всего, скажет что-то вроде: «У каждого направления живописи есть своя география или территория наибольшего распространения». Но даже такая более или менее приближенная к действительности формулировка, если мыслить глобально, ничего по существу не отражает.

Возьмем, например, испанскую реку Эбро и технику рисования эбру. На первый взгляд, уже даже названия почти похожи, но, увы, Испания – не родина такой экзотической живописи. Какая же между ними связь? Разберемся в этом по порядку.

Начиная с первобытной эпохи и заканчивая современностью, эта, казалось бы, непопулярная река Эбро постоянно переворачивает представления людей о мире. Именно из-за нее возник исторический феномен «граница Эбро» – ситуация, когда почти одновременно на северном берегу реки проживали кроманьонцы, а на южном – последние неандертальцы. Сегодня же нас больше всего поражает расположенный в среднем течении реки небольшой город Сарагоса, ставший центром всей испанской кухни, несмотря на близость к таким «гигантам», как Мадрид и Барселона. И если вы уже пакуете чемоданы в свой европейский вояж, то зря. Поехать в Испанию – это слишком просто и даже банально, а вот погружение с головой во что-то новое и неизведанное уже выглядит не так легко. Но мы трудностей не боимся и готовы рассказать, что же такое эбру, и даже поделиться личным опытом.

Эбру – то, после чего ваше понимание живописи больше никогда не будет прежним. Ведь для этой техники необязательно хорошо владеть карандашом, или пастелью, или масляными красками. Все это теперь почти что забытое прошлое. Пришло время новой живописи – картин на воде! Как это так? Ведь даже дети знают, что краски растворяются в воде и никаких рисунков там просто не может быть. Но этот стереотип был разрушен еще в средневековой Японии, когда в XIIвеке там появилось искусство суминагаши (в переводе – «плавающие чернильницы»). Уникальные узоры, нанесенные на тонкую рисовую бумагу, были настолько завораживающими, что ими восхищался даже сам японский император. Но несмотря на то, что картины суминагаши и эбру визуально почти не отличить, «эбру» – это все-таки термин турецкий. И если в Турции – это национальное искусство, с помощью которого создаются картины, одежда, вазы и еще много чего, то в России оно появилось сравнительно недавно, около 10 лет назад.

Сейчас картины в технике эбру превратились в тренд, разрекламированный во многих странах мира. Индивидуальные мастер-классы, коллективные занятия в офисе, студии или на открытом воздухе – такое направление арт-терапии стало развиваться и в Крыму. О том, какие секреты таит в себе искусство с более чем тысячелетней историей, мы узнали, поучаствовав в мастер-классе члена Творческого союза мастеров эбру России, мастера студии живописи на воде «Море» – Ирины Шакарян. Ее занятия, помимо специализированной студии, проходят каждое воскресенье в кафе «Прованс», куда 17 марта мы и отправились. И хотя кафе имеет ярко выраженный французский интерьер и европейскую кухню, от погружения в мир восточного эбру это не отвлекает. Можно сказать,  даже напоминает о важности культурного обмена между двумя частями материка. Ведь, если бы мы всегда следовали сложившемуся представлению «Восток-не Запад, а Запад – не Восток», то сделать такой широкий шаг на пути мирового прогресса было бы практически невозможно. А еще, если представить себе гипотетическую изоляцию Турции от европейского мира, мы бы никогда не узнали, что такое эбру. Но в этой схватке цивилизационных концепций победу одержал здравый смысл и поэтому мы можем в любое время наслаждаться изысканным восточным искусством.

Уже в начале мастер-класса мы утолили свое любопытство, получив ответ на самый главный вопрос: «Почему краски для эбру держатся на воде?». Эту тайну нам раскрыла Ирина Шакарян:

Правильнее, конечно, говорить не рисование на воде, а рисование на густом растворе. Из-за содержания целлюлозы водный раствор становится чуть более густым, чем вода, но все равно говорят – рисование на воде. Краски используются тоже специальные и заранее заготовленные. Существует несколько их разновидностей: европейский (адаптированный) тип и турецкий (оригинальный). Турецкий отличается тем, что турки разводят краски сами, добавляя в них, помимо специального минерала, бычью желчь. В нашем суматошном ритме жизни, конечно, выделить столько времени на то, чтобы развести краски и найти нужную пропорцию невозможно, поэтому мы открываем уже готовые краски и начинаем рисовать. Инструменты, которыми пользуются для написания картины эбру, очень просты: кисти и деревянные палочки (у мастеров – шило). Однако кисть, хоть и кажется очень простой, на самом деле имеет удлиненный ворс, что способствует хорошему сбрасыванию краски.

Первое, что всегда используется художником эбру, когда он приступает к картине – это кисть. Именно с помощью нее путем вкраплений мы и начали делать фон, соединяя несколько цветов, ведь не может же мир быть одноцветным, не правда ли? Сами турки считают, что в этот момент художник общается с Творцом, ведь ты никогда не предугадаешь, как краска ляжет на поверхность воды и какие формы приобретет.

Помимо соединения множества контрастных цветов, еще одна особенность таких картин – наличие узоров, которые, на первый взгляд, кажутся даже странными. Создание таких узоров – это и есть то, что называется «магия эбру». Художник, вытягивая краску палочками или шилом с тонкого верхнего слоя воды, произвольно, руководствуясь собственным видением и фантазией, ведет краску из стороны в сторону или закручивает ее в причудливые формы. Рисуя на обычной бумаге, такого эффекта добиться невозможно из-за отсутствия «подвижной» поверхности. Вода же, в случае перемещения или смешения краски, начинает сдвигать всю картину. Именно поэтому, в отличие от бумаги, двух абсолютно одинаковых картин в технике эбру вы никогда не встретите. А еще, зная о таком свойстве воды всегда интересно не просто следовать заранее задуманному принципу, а пробовать новые, необычные пути движения инструмента. Тогда картина получается по-настоящему волшебной.

Помните ли вы, как нас учили рисовать? Сначала небольшими легкими штрихами контур, потом – детали, ну и в конце – придаем нужную форму и очертания, добавляем цвет. В эбру же все куда проще. Никаких контуров и мельчайших деталей! Все рисунки создаются из круга, куда вводятся разные цвета и вытягиваются в нужную форму деревянными палочками. Здесь опять мы столкнулись с качествами «живой воды». После того, как краска появляется на поверхности, она тут же сжимается, словно превращаясь в черную дыру. Когда смотришь на это необычное явление, вдруг задумываешься о том, что все вещи, которые сейчас кажутся нам «большими» и существенными, в конечном итоге, превратятся в то, что лишится какого-либо серьезного значения. А значит берем на вооружение: не принимать ничего близко к сердцу, потому что совсем скоро это потеряет всякий смысл.

Занятия эбру погружают человека в состояние глубокой релаксации и теперь понятно, почему Восток стал знаменит своим высоким развитием философской мысли, неторопливым образом жизни и невероятной психологической устойчивостью к жизненным испытаниям. И хотя принято считать, что Европа давно стала законодательницей мировой моды, опередила восточные страны по уровню развития городов, качеству многих товаров, все же нам есть чему поучиться у Востока, особенно в эстетическом восприятии мира. Конечно, многие люди боятся пробовать что-то экзотическое, будь то какой-нибудь тайский фрукт нестандартной формы или новая техника живописи. Но здесь спешим вас обрадовать: испортить рисунок эбру, как бы вы не старались, почти невозможно, так как лишняя краска легко вытягивается или убирается вовсе. Так что в этом случае любые отговорки типа «У меня ничего не получится» или «Я абсолютный ноль в рисовании» разбиваются о камень действительности, что мы и проверили на себе. Поэтому, пользуясь мастерством Ирины Шакарян и гостеприимством кафе «Прованс», не упустите возможность окунуться в мир восточного эбру, в который вы абсолютно точно влюбитесь с первого взгляда.

 

 


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика